Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер.
Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратиться внимание.
До 1 года
- Комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку.
 - К 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках.
 - К 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету.
 - К году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами. запахам.
 - Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена.
 
До 2 лет
- Ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально.
 - Не понимает простых, поэтапных инструкций.
 - Малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми).
 - Заметно социальное своеобразие - нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство.
 - Проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста
 
С 3 лет
- Стереотипность действий, игры и поведения в целом. Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами.
 - Интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д.
 - Однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками).
 - Проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение.
 - Сверхчувствительность к звукам, Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин.
 - Определенные страхи либо полное бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу.
 - Отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле.
 

